Мой первый суровый Таганай

Меня многие считают крутой походницей и экстремалкой, хотя всё это полная чушь. Всегда хожу в некатегорийки и прогулочные походы и только один раз была в спортивном, 2-й категории, когда пошла на Эльбрус.

Но, неофициально конечно, я бы себе присвоила ещё один спортивный поход, категории этак 6-й по сложности. Во всяком случае, по тогдашним своим ощущениям. Сейчас объясню в чём дело.

А дело в том, что раньше я не ходила в горы. Я вообще почти никуда не ходила. А занималась тем, что страшно и подолгу болела или сидела за пианинкой в позе динозаврика. Спорт и я были не просто антонимами, а антагонистами. Может быть, вам трудно это представить, но я могла простыть от лёгкого дуновения прохладного ветерка. Заболеть так, что температура сразу подскакивала к отметке 40 и даже немножко за неё.

До 7 класса была на домашнем обучении, много общалась со взрослыми и очень мало со сверстниками. Была замкнутым, забитым и весьма опечаленным ребёнком. До сих пор помню, как меня жарит горячка, а я с тоской смотрю в окно и дико завидую детям, играющим в прятки снаружи. Меня мама один раз даже выпустила в шубе на улицу в мае, потому как ей показалось, что там прохладно. Можете представить себе, сколько насмешек и улюлюканий я собрала от детей во дворе? Им же не объяснишь, что я ОСОБАЯ. Изнеженный цветок в суровых джунглях.
Но сказ не о том, как плохо мне жилось. Сказ о моём первом и поэтому очень суровом походе. Когда вот такую вот дохленькую девочку вытащили с рюкзаком в горы. Я думаю, что тот человек сильно пожалел об этом своём действии. Он же не знал, что эта гилая и хилявая, вот этот садовый цветок может превратиться в жмею и фурию. Но об этом впереди.

Всё было как в мультике: «Летим со мной. Там столько вкусного!». И полетел. А я побежала. Задыхаясь и матерясь, с языком через плечо.

Это был Таганай. Одно из моих любимейших мест на сегодняшний день. А тогда я его ненавидела всей своей хилявой душонкой. Начнём с того, что я вообще в своей жизни столько не ходила. От пианино до кровати много километров не накрутишь. А тут сразу как в речку с размаху, не умея плавать. Там же, знаете ли, не асфальт. На Урале вообще нет дорог, одни направления. В этом походе я убедилась в правдивости сего высказывания. Хотя, в начале, была хорошая тропа, широкая, утоптанная.

Несколько слов о моём спутнике. Зовут Кирилл, рост около 185, блондин. Умён, с ч/ю, без в/п. Характер далеко не нордический, не женат. Самая главная отличительная черта – культурист :). Надо сказать, что тело он себе сделал, и правда, очень красивое. Для примера посмотрите скульптуру Апполона или вот эту фотку. Тут немножко видно, что человек в принципе способен ходить в походы. И даже тащить на себе два рюкзака и Аську в придачу. Вы не ухмыляйтесь, так оно потом и было.

Автор фото — Сергей Сергеев

Не все моменты помню, давно это случилось. Помню, что до похода мы совещались куда податься в отпуск. Я тогда была фанаткой городов. Мне хотелось посмотреть Нижний, Москву, Питер и прочие большие населённые пункты необъятной матушки РФ. Кирилл был ярым походником и особо не любил города. Конечно же, мы смогли договориться! И пошли на Таганай. Тоже город, между прочим. Для лисов, совей и прочих заяцев.

Нет, нет, сейчас ни о чём не жалею. Но тогда…  До первого приюта мы добрались вполне нормально, если не считать того, что мои ноги (напишу отдельный пост о важности правильно подобранной обуви в походе!) были обуты в китайские синие кеды с белыми шнурками. Помните такие? Долго идти на плоской подошве по далеко не плоской поверхности – тот ещё ад. К тому же на спусках большой ножной палец упирался в кед и под конец похода неимоверно болел. Полногтя потом отвалилось.

На пути к приюту мы встретили двоих местных ребят, которые шли в резиновых сапогах. Я ещё тогда подумала, что они, скорей всего, правы. Не знаю, как бы мы прошли без них тогда, потому что тропинка потерялась и найти её, среди выросшей по шею травы, было нелегко. Добравшись до приюта, ребятки немножко отдохнули и сказали, что пойдут дальше. Мы засомневались. Во-первых, у меня болели ноги, а во-вторых, на небе начали сгущаться подозрительные тучи. Но ребятки заверили нас, что до следующего приюта, а точнее, Киалимского кордона идти всего 4-5 км. Ну, это немного, подумали мы, отдохнувшие, напившиеся чаю и повеселевшие.

5 км – это где-то час ходьбы. По прямой и по ровному асфальту. То, что ребята, как оказалось, ошиблись примерно в два раза, мы тогда не знали. Тучи, напомню, сгущались. Наши проводники уже учесали вперёд, а мы всё ещё сидели на месте и решали, что делать. Наконец, нам показалось, что нужно идти. Киалимский кордон был конечной точкой нашего основного маршрута и от него, планировалось, делать радиалки. Тот факт, что мы можем дойти до него сегодня, не мог не радовать.
И мы пошли…

Тут должна быть следующая серия остросюжетного психологического триллера «Какого х..я!». Через несколько сот метров тропа стала как-то постепенно заканчиваться. Вместо неё появилось как раз то самое направление. Сначала стало очень грязно, потом ещё грязней. Мы старались идти по веткам и траве, но затем и это стало невозможным, потому что кругом была вода. Чем дальше мы шли, тем больше наша тропа превращалась в ручей. Ко всему прочему пошёл дождь.

Не помню, на каком уровне воды (но вроде ещё ниже колена) я начала как бы нервничать. И как бы материться. В стиле: «Я  предлагала поехать в чистый, красивый город, смотреть архитектуру, а мы месим грязь! Замечательный отпуск ты мне устроил, блятьлюбимый!». С каждым шагом у меня терялись все нормальные слова, вместо них стало вырываться очень много непечатных. Не выдержав от девушки с высшим музыкальным образованием столько всяких интересных прилагательных и существительных о себе, Кирилл в ответ тоже начал орать. Что-то типа, если ты сейчас же не заткнёшься, я тебя здесь брошу и уйду. Я бы на его месте тоже так сказала, так как надо было прекращать мою истерику.

Я заткнулась, но плохо думать, конечно же, не перестала. О лучших, потраченных на эту скотину, месяцев, о драном Таганае, о грязи, больных ногах и о несправедливости мира в целом. Я же не знала тогда, что этот и последующие за ним походы вырвут меня из цепких лап болезней, хворей и прочих простываний. Что именно этот поход будет переломным моментом для моей жизни вообще. Мы никогда и ничего не знаем о том, чего на самом деле хотим, о чём мечтаем. Когда я сидела дома с температурой, то нестерпимо хотела наружу. И вот я снаружи.

Природа – это гораздо более снаружи, чем города. Это твоя изнанка. Она заставляет почувствовать себя беспомощным, мелким, ничтожным. Ставит на своё место. Я называю это «вылупиться». Как птенец из яйца. В страшный, жёсткий, но при этом очень красивый и мудрый мир.

Но вернёмся к Таганаю. Нам в тот год «повезло». Когда мы приехали в Златоуст, в июне, местные жители кутались в пуховики. В тот год было аномально холодное лето и, как поведали нам всё те же жители, последний раз такое лето было что-то около 100 с лишним лет назад. А ещё в этом году было много дождей, поэтому неудивительно, что дорогу нашу затопило.
После истерики мы шли молча. Дождь усиливался, воды на тропе было уже по щиколотку. Смеркалось. Постепенно я перестала думать плохо, вместо этого стала молиться. Нам показалось, что мы уже должны были пройти эти чёртовы 5 километров, но впереди был только лес.

В какой-то момент мы вышли к развилке. Стало непонятно куда идти. Одна тропа продолжала идти прямо, вторая, более утоптанная и более широкая, уходила наверх и налево. Первая – прямая, а вторая – утоптанная. Куда идти? Мы уже чуть было не пошли по второй, но всеокий и всевидящий Кирилл самым чудесным и немыслимым образом вдруг увидел стрелку на земле, указывающую на первую, прямую, но не очень заметную тропку. Вовсю лил дождь и даже нельзя было точно и уверенно сказать, что это стрелка. Настолько её размыло. Но мы поверили ей. Хотя и с сильными опасениями. На карте это развилки не было или мы что-то напутали. Не помню.

10 минут, 20, 30, час. Я перестала думать о времени, о ногах. Я перестала думать вообще. Видимо, Кириллу стало совестно, что он наорал на меня, поэтому он подошёл и взял мой рюкзак на другое плечо. Но и этого ему показалось мало, поэтому он взял на руки меня. Невиданной силы человек. Как моральной, так и физической.
Я просила Кира отпустить меня, потому что понимала, что это уже перебор. Но он продолжал идти. Я смотрела на его вздутые вены на шее, видела сжатые зубы. И, честно, восхищалась им очень.

А потом он упал. Резко и неожиданно. Поскользнулся на грязи. Или на ветке. Там было уже не разобрать, потому что воды было выше колена (шли в низине). Я от неожиданности вскрикнула и чуть не заплакала, так как услышала хруст. И мне показалось, что он себе что-то сломал. Сразу встала такая чёткая картина –ночь, дождь, два рюкзака, лесная глушь и Кирилл со сломанной ногой. Или рёбрами. Феерический пиз..ц!

Но он ничего не сломал. Просто отдал мне мой рюкзак и мы пошли дальше. А через некоторое время увидели то, от чего подпрыгнуло сердце. Что-то железное явно белело впереди! Можете ли вы представить себе ту радость, которую испытали мы, когда почуяли конец всем нашим бедам. К сожалению, это был ещё не конец. Мы вышли к большому железному щиту, который объяснил нам, что до Киалимского кордона осталось 3 километра.

3 километра – это пустяки, если вы сыты, в сухой одежде, на здоровых ногах и с расслабленными нервами. Кирилл сказал – жаль, что у нас палатка, а не гамаки. Можно было бы прямо сейчас свернуть в лес и поставить лагерь. Точнее повесить.

Настала ночь, стало совсем темно. А мы всё шли. А дорога всё не кончалась. Жаль, конечно, что тогда у меня не было с собой фотоаппарата, но тогда мне было явно не до съёмок. Я помню эту дорогу безо всякой фотки, она впечатана в моём мозгу навечно. Чёрный коридор из леса, чёрная тропа, а далеко впереди луна, освещающая в этом узком коридоре горы с ёлками на заднем плане. Я так долго смотрела на сей пейзаж, что иногда начинало казаться, а была ли жизнь до Тропы? Как будто мы тут идём уже очень давно и будем идти вечность. И ничего больше нет и не будет.

Мы вышли в поле. Прямо к лунному пейзажу с горами и ёлками. Честно говоря, поле для меня было явным признаком того, что мы дошли. И вот когда я не увидела ни домов, ни стогов сена, ни других признаков цивилизации, то испытала самое глубокое отчаяние, какое только могла тогда испытать. Мне показалось, что теперь нам нужно пройти через всё поле, перемахнуть через ёлочную гору и только там, может быть…

Кирилл тем временем (он же не баба, ему некогда сопли по харе развозить) нашёл тропу направление. И позвал меня за собой. И мы пошли. (Где-то я это уже писала. Дежавю.) И, оллелуйя!!! Вышли к Киалимскому кордону. Я, когда фонарик впереди увидела, чуть не задохнулась от счастья. Да какого там счастья – демонических воплей и буйства в моей голове. МЫ ДОШЛИ.

Добрый лесник-кордонщик, узрев в свете фонаря наши лица, утащил нас к себе в баню. Наши проводники рассказали ему, что мы должны вот-вот подойти, а затянулось это «вот-вот» до глубокой ночи. Кстати, стрелку нарисовали они, хотя и не надеялись, что мы её заметим при таком дожде. Баня, правда, уже успела остыть, но это было вообще не важно. Нас грело присутствие людей в принципе. И наличие сухой ночёвки. И потенциальная возможность наличия сухой одежды. В общем, всё было настолько круто, что трудно себе представить. Потом лесник поил нас горячим чаем с вареньем, а меня вообще оставил ночевать в своём доме на кровати. Наверное, я выглядела в его глазах тем ещё снусмумриком.

Потом всё было хорошо, мы сходили на метеостанцию, потом ещё куда-то. Только дождя было много, каждый день лил. И это всего обидней ещё тем, что потом по этому же маршруту пошли наши друзья, Лёша с Лидой. Только ближе к осени. И они прошли там, ни разу не замочив ноги! То есть даже луж не было, всё высохло. Вся мерзопакость досталась именно нам. И я думаю, что она была специально для нас. Проверка на крепость. На союз. На понимание друг друга. И я её сразу не выдержала. Может потому что и не хотела.

Фоток того Таганая нету, как вы помните. Поэтому утащила картинки у замечательного человека по имени Сергей. Его фотографии, очень душевные и уютные, сразу как-то запали мне в душу и вызвали воспоминания, которые рассказываю сейчас вам. Простите за «опятьмногабукофф»

Пы.Сы. Помню, как агитировала своего, другого уже мущщину, на походы. И, пуская слюни от восторга, рассказывала почему-то именно про этот случай. Про то, как было херово. После чего молчел поднял на меня глаза и очень задумчиво спросил: «А с чего ты взяла, что заманишь меня в горы после ТАКОГО рассказа?». И я не знала, что ему ответить. Вот правда не знала.