Киргизия — цветная сказка. Часть первая

Я:
– Я хотела посмотреть семитысячники…
Шамиль:
– А вместо этого месишь ногами говно.

И это проза жизни, да.

Самый мокрый в жизни поход. Ну вот прямо самый самый. В Киргизии дожди идут обычно с периодичностью раз в месяц. И это в лучшем случае. Но, видимо, наверху решили, что пора бы Аське попробовать то, что она раньше только слушала от других. Слушала и ужасалась. Про то, как дождь лил как из ведра, а люди ползли по грязи, по раскисшим тропам, иногда поскальзываясь и скатываясь на попе по жидкой глине. Бррррр…

Я на глине не каталась, но у меня были там другие развлечения. Сон в мокром спальнике, хождение в насквозь мокрых ботинках с ледяными ногами, сбор крупного урожая воды по палатке и многое другое. А ведь начиналось все так красиво, с лагмана и бешбармака в казахском ресторане, например.

Или с Чарынского каньона, хотя там были нюансы с доставкой наших тушек. Одна из машин наотрез отказалась везти вот этих вот куда-то там, запротесовала и сделала вид, что сломалась. Ну или правда сломалась, не суть. Главное, что мы потом часа два ждали, пока нам заменят машину, а когда заменили, оказалось, что казахи те еще шумахеры. Ниже 130 наша скорость не падала, при этом нас обгоняли другие. 130 км по разбитой дороге – это гарантированный адреналин в крови и некоторые виды жидкостей на сидениях. Холодный пот, например. Но, надо сказать, выход мы нашли. Открываешь глаза, понимаешь, что несешься по встречке и вот-вот пойдешь на взлет и решаешь – самое правильное решение это спать. Если вдруг что, умрешь быстро, счастливо, в неведении. Потому вся наша малочисленная группа из трех человек, не спавшая предыдущую ночь из-за перелета и разницы во времени, безмятежно дрыхла в машинах, пока водятлы пытались преодолеть первую космическую по суровым казахским дорогам.

Зато когда мы приехали…

Говорят, этот каньон – второй по величине после Гранд-Каньона в Америке. Правда не знаю, насколько верить теперь тому, что говорят, после того как узнала, что Ушгули не самое высокогорное село в Европе, как заявляли тамошние сваны. В любом случае каньон очень красивый и впечатляющий. А обратная дорога казалась компьютерной игрушкой, потому что мы сели в высокую повозку для туристов, а водитель оседлал нечто среднее между трехколесным велосипедом и дрезиной. И, как мы помним, какой казах не любит быстрой езды, помчал нас по узкой дорожке по всему каньону назад. Он закладывал на поворотах крутые виражи, дико подпрыгивал на бесконечных кочках, и я даже помыслить не могла отпустить вцепившуюся в поручень руку – единственное, что удерживало меня в повозке. Так мчались мы по узенькой, петляющей меж сумрачных закатных скал дорожке, а я пыталась башкой в прыжке достать звезды, монеты и грибочки под дебильную игровую музычку внутри себя. Мне очень понравился этот безумный аттракцион всего за 100 рублей, я бы еще пару раз прокатилась.

Это все было в Казахии, кстати. А на следующий день мы уехали в Кыргызстан покорять Тянь-Шань. Правда, сначала с заездом в Бишкек, где нас ждал крутой хостел «Интерхаус». В нем мы встретили оставшуюся часть группы и поползли в горы.

Немножко Бишкека

Арык — неизменный атрибут многих жарких азиатских республик

На нём всегда сидят голуби и издали кажется, что скульптура сама по себе такая колючая

Интересно, можно заказать юрту в ипотеку?

Киргизская лаванда. Ещё когда ехала в автобусе и снимала сей пейзаж, подумала, что фиолетовые цветы очень напоминают лаванду. А потом один пасечник сказал мне, что это она и есть

Организатор клуба «Оранжевый Кед» Маша еще загодя предупредила, что прогноз погоды на эти дни неутешительный, попросила продумать герметичность упаковки вещей и морально готовится к мокроте. Но все надеялись на лучшее, конечно же. Никто не мешает ходить в очках цвета марганцовки, особенно в солнечной Киргизии, в которой дождь явление столь же частое, как в Петербурге зной. Но нам она решила отдать все самое лучшее, что с таким трудом накопила. И вылила весь годовой запас влаги, хотя некоторые товарищи из того же Петербурга сказали: «А че, нормальная же погода». С утра, кстати, было все хорошо – солнце, жара, чем мы пользовались по полной программе. Кто думает, что словосочетание «бешеная сушка» – это про похудение и спорт, вы ошибаетесь. Бешеная сушка выглядит вот так:

И да, я месила говно, причем в прямом смысле слова, так как коровы заполонили все пространство вдоль и поперек. А раскисшее говно вкупе с раскисшей глиной и представляли собой тропы, по которым мы шли. Романтика!

В один из дней Леша предложил нам внезапное: незапланированную радиалку на ледник. Идти туда всего три часа в обе стороны и он красивый патамушта. Заявление с таким дополнением возымело действие и идти туда вызвалось 90% группы, тем более налегке. Леша сказал, что мы выходим в пять утра без завтрака, а уже в восемь возвращаемся назад, завтракаем, чуть отдыхаем и идем дальше. Однако, в 5:30 утра пошла только половина группы, страннопочемутак. Я даже воду с собой не взяла, чтобы тяжести не таскать. И без завтрака, напомню. Это важно.

«Тут недалеко, пол-локтя по карте», – любил говаривать один руковод в походах. «Щас попьем чаю и как щеманемся!» – его же. Только чай мы не пили. И не ели. И шли три часа, все вроде правильно. Вот только в одну сторону, ыыыыыы. Подошли мы первый раз, помню, к мысу горы, перед нами открылась долина и вид на тропу, уходящую к следующему мысу. Вот за тем мысом уже должен открыться вид на ледник, говорил нам Алексей. Мы подошли к этому следующему мысу, перед нами открылась долина и вид на тропу, уходящую к следующему мысу. Вот за тем мысом уже должен открыться вид на ледник, говорил нам Алексей. Мы подошли к этому следующему мысу, перед нами открылась долина и вид на тропу, уходящую к следующему мысу. Вот за тем мысом уже должен открыться вид на ледник, говорил нам Алексей. Мы подошли к этому следующему мысу, перед нами открылась долина и вид на тропу, уходя… Нет, меня не заело, потому что так все и было, мысов было много, долин тоже, а к мысу пятому или шестому он сказал, что если к следующему не откроется вид на ледник, мы можем съесть его на завтрак. Алексея, а не ледник. Вид не открылся, но Лешу мы пожалели и не съели.

Не помню уже, когда мы, наконец, вышли к этому долбаному великолепному леднику, а точнее, к снежной горе – что-то среднее между Белухой и Ушбой. К прекрасно-зеленому озеру и вообще к крутой панораме. Зато помню, сука, как желудок ехидно намекал, что может позавтракать собой и внутренностями вокруг.

А за нами шел мальчик Рафаиль и поминутно офигевал от такой бодрой утренней зарядки. Он был в пешем походе первый раз, поэтому пока не очень разбирался в групповых извращениях. Один раз Леша сказал ему, что «еще полчаса и мы на месте» и этой фразой мы с Шамилем потом долбали бедного Рафаиля на каждом переходе. Шутили мы так. Ну и когда дошли до конечной точки, тоже пошутили. Оказалось, когда человек не понимает, что это шутка, он становится опасен и силен. И может нечаянно покрыть расстояние вдвое больше пройденного, если его вовремя не остановить.

Началось все с того, что я страшно захотела пить. И уговорила Шамиля пойти к маленькому водопаду в надежде, что выше по течению уже не будет никаких коров. Киргизские коровы страшны бруцеллезом и другими жуткими словами, ибо не привиты. Шамиль посомневался, но согласился. И мы вдвоем ушли в закат к водопаду. Сошли с тропы в камни и исчезли с общественных глаз. А Рафаилю с Таней показалось, что мы ушли на ледник. Полчаса же еще, как мы помним. Им стало обидно сидеть на месте, когда двое уже дернули в нужную сторону.

Я помнила про бруцеллез до, во время и после того, как пила воду из водопада. Вдобавок, она была мутно-голубоватая, но я уговорила себя, что это все растворенная полезная голубая глина, а особо крупные куски бруцеллеза я выплюну. Параллельно рисуя себе картину, как у меня начинается понос, вылезают гнойные фурункулы, поднимается температура под сорок и выпадает глаз. Как-то так я представляла себе начальные симптомы этой жуткой болезни. При этом продолжала время от времени пить из бутылки с упорным фатализмом.

Когда мы вернулись на тропу, на нас с холма смотрел Леша. Но нет, он смотрел не на нас, а вдаль. Выискивал глазом Таню и Рафаиля. И весь следующий час был посвящен поискам. Таня нашлась на удивление очень быстро. Она шла впереди Рафаиля, думая, что он идет за нами, но через некоторое время поняла, что мы почему-то ни разу не попали в поле ее зрения. Засомневалась и повернула обратно. Каким-то странным образом разминулась с Рафаилем, зато встретила Лешу и Шамиля, которые отправились на поиски пропаж. Таню благополучно отправили к озеру, а наш Алексей, как правильный руковод, дал инструкции всем сидеть у озера и ждать. Если к двенадцати часам они с Рафаилем не вернутся, всем нам срочно идти в лагерь и к лесникам собирать народ на поиски. Ждать было скучно, долго и жарко. Хотя то, что жарко было как раз хорошо. Это означало солнце без осадков.

Леша вернул блудного сына довольно быстро – не прошло и часа. Не дал ему взобраться на ледник и на сам пятитысячник (а Рафаиль бы смог, я точно знаю!). До лагеря мы добежали быстрее, часа за два. Там уже отчаялись ждать. Яна и второй Леша ходили по берегу и вытягивали шеи в необозримую даль. Увидев нас, они страшно обрадовались и даже стали кидать камни в брод, чтобы мы быстрей переправились на их берег. У нас на радость сил уже не осталось. Помню, что последние метры я шла в каком-то бреду, усталость была непередаваемой и необъятной. Я никогда в жизни еще так не уставала, даже в самых первых своих походах. Поэтому, придя в лагерь, механически заталкивая в себя кашу, на все вопросы отвечала стеклянным взглядом и «я потом расскажу». Оказалось, что так ответили и остальные прибывшие, причем с такими же глазами. Все мы выглядели как зомби не первой свежести.

Я поблагодарила мою соседку Сашу за то, что она не разобрала и не сложила нашу палатку, в отличие от остальных. Потому что сразу после каши я на руках, цепляясь за корни и ветки, доползла до постели и… Нет, не уснула. Это был не сон, а бред на два часа. Два часа я доказывала Леше, что никуда отсюда не пойду, не сдвинусь даже. В одностороннем порядке, потому что Леша молчал. Оно и немудрено, ибо мой переутомленный мозг не мог отключиться и отчаянно пытался сбросить напряжение путем воображения собственного Алексея и высказывания ему всего того, что копил в себе на протяжении шести часов.

А потом чей-то настоящий, непридуманный голос сказал мне в палатку: «Выходи обедать». На что я пробормотала: «Мне не нравится в этой фразе слово „ходи“». Но все-таки вылезла, поела. И поняла: мне уже не хочется блевать от факта, что надо идти дальше, ура! И, кстати, дальше летела как на крыльях. Два часа пусть даже бреда дали организму полноценный отдых. Хочу сказать, что в Грузии подобные ледники мы видели на протяжении всего маршрута и никуда специально ради них не лезли. А этот будет теперь особенный.

Встретили киргизов, решили сфотографироваться вместе с ними для колориту.

А так отдыхают настоящие туристы

Только в Киргизии увидела совсем другие горы. Красные, оранжевые, жёлтые. Обычные там тоже есть, но вот таких нигде больше пока не видела.

У местных детей тут свой нелегальный бизнес — отжимают конфеты у туристов. Шамиль побоялся разборок и отдал процентов двадцать пацанам. Это по-божески ещё.

В какой-то из дней, но еще перед первым перевалом к нам присоединилась маленькая группа евреев. Один из них внезапно стал моим, хотя я того и не заказывала. Просто некоторые товарищи из нашей группы так и стали называть его: О, ну это же твой еврей! А все это только потому, что я ему сильно понравилась и он чуть ли не танцевал передо мной. Я им только немножко попользовалась, намекнув, что он обещал утром угостить нас кофе по-израильски и благополучно об этом забыл. Он тут же начал оправдываться , говорить, что с утра не было возможности сварить правильный кофе, но он от своих слов не отказывается и обязательно приготовит его в ближайшее время. Я даже не ожидала, что настолько быстро и рьяно он бросится выполнять свое обещание и на втором привале в моих руках уже пускала пар кружка с любимым напитком. Жаль, что я не смогла насладиться им по полной программе по причине внезапно начавшейся тахикардии этим утром (маме не рассказывайте!). Поэтому я сделала только пару глотков. Кофе как кофе.

«Мой» еврей

Моя неожиданно возникшая собственность довольно быстро меня утомила, поэтому на перевале я поймала момент, когда он устанет меня дожидаться и уйдет на спуск. Ах, если бы на том все и закончилось! Мой еврей оказался со скверным характером, надо сказать. Мы спустились в долину и стали искать место для ночевки. Перманентно шел дождь с немногочисленными проблесками. В один из таких проблесков мы нашли хорошую поляну и могли бы успеть встать на ней до начала новой порции дождя. Но помешало несколько факторов. Первый – Алексей пошел искать место лучше, второй – после возвращения с поисков он стал зачем-то выяснять отношения с «моим» евреем. Последний в тот момент находился на другой стороне реки и рьяно призывал нас перейти вброд на ту сторону. Вопрос «зачем» явно не стоял на его повестке дня. Четыре израильских гражданина самолично перешли реку и хотели, чтобы группа из одиннадцати человек пошла за ними. Несколько раз я пыталась донести до Леши «Какого фуя???», но он меня не слушал. В конце концов, мы поставили лагерь на другой поляне, меня трясло от холода и воды, льющей с неба, а Алексей продолжил диспут с вернувшимся на наш берег евреем, к тому времени понявшим, что он не Моисей и не сможет повести за собой народ. По-крайней мере, русский. Мне стало по барабану все, что происходит вокруг, я залезла в палатку и безапелляционно заявила, что не вылезу отсюда сегодня вообще. И закуталась во все, что только нашла вокруг себя. Но меня все равно знобило.

А на перевалах растут вот такие суровые горные чайники

Если бы я только знала, что произойдет несколькими минутами позже, я бы сделала вид, что со мной все нормально. Потому что через несколько минут пришел Леша и начал пытаться меня лечить. Именно, что пытаться. Потому что лечить меня, когда я того не хочу, не может теперь уже даже моя мама. Особенно заставить меня мерить температуру. Намерялась уже, спасибо. Мы долго с Лешей торговались в ту ночь. Казалось, что он не выдержит, свяжет меня и воткнет мне несчастный градусник от злости аж не туда, куда планировал изначально. Мы кое-как договорились. Но я недооценила Лешино упорство. Потому что почти сразу после него ко мне зашла Ксюша, сказав, что ее послали с миссией. Померить мне температуру, естественно. Я так подумала, что если сейчас отвергну Ксюшу, через пять минут ко мне придет Яна, потом Рамазан, потом Маша. Пока не кончатся либо участники группы, либо мое терпение. Я пообещала Ксюше, что измерю все утром (ну и не сдержала обещание, че).

Зато узнала, какая у нас клевая и дружная группа. Оказывается, каждый посчитал своим долгом спросить, почему я не меряю темпе как я себя чувствую. Мне было очень приятно и в этот день я, наконец, поняла, почему меня так тянет в походы. Не только красоты природы, а еще и люди. Люди, которые беспокоятся за других людей, стараются сделать суровую походную жизнь чуть легче. К примеру, дежурства у нас распределялись на двоих человек в сутки, но так как все дни шел дождь, дежурным помогали другие, безо всяких просьб. Даже я :)

Продолжение будет, да.

Весь альбом между прочим тут