Эльбрусская кругосветка

Каждый год  даю себе зарок, что в поход  иду в последний раз и пора уже открывать  буржуйский отдых с анчоусами и шампанским на побережье какого нибудь большого импортного водоёма. Вот и на этот раз, взвалив на плечи 20-тикилограммовый рюкзак и воткнув поглубже ледоруб (в рюкзак конечно же))), я отправилась покорять, ни много ни мало, самую высокую точку Европы, то бишь Эльбрус. Причём с северной стороны, а не с южной (с последней наааамного проще). Прибило меня к земле основательно, казалось что рюк живой, с ним даже хотелось разговаривать, а точне умолять о пощаде. Когда уже технический прогресс дойдёт до внедрения в рюкзак маленьких симпатишных автоматизированных ножек?

Но нам всё нипочём! Подбадривая себя, что если вернусь оттуда живой — буду безмерно собой гордиться, кидать понты и проч., я двинулась навстречу к Белому Великану. Не буду останавливаться на зихерах и зихерочках, которые случались с нами по дороге, иначе вы никогда это не прочтёте. Но хотела бы всё же остановится на одном из пунктов путешествия — поезда! Поездатость их давно уже воспета не одним поколением русского народа. Точнее, я про вагоны. Нам достался зимний вариант с маааленькими откидными окошками, а наши места были так вообще около аварийных окон. То есть окна есть, но они никак не открываются. Вроде бы даже заключённых возили в более комфортных условиях.

Мы с Полинкой спасались тем, что дефилировали по вагону в купальниках от туалета и обратно. Туалет стал единственным нашим спасением и от той же Полины я впервые узнала, что туалет может стать одновременно душем. Два в одном. Там намыливаешься, смотришь на себя в зеркало, глупо хихикаешь от своего отражения и поливаешь себя из чашки водичкой. А за дверью толпится возмущённый народ — банные процедуры длятся дольше обычного похода в туалет. Кстати там же в поезде поделились ещё одной народной мудростью — намочить простыню, завернутся в неё и так жить до прибытия в искомую точку. Нет, я всё таки твёрдо уверена — наш народ произошёл от тараканов. Он будет жить там, где другие просто сдохнут.
Наконец приехав в Пятигорск, пытаемся найти жильё. Вроде нашли, но хозяйка вызывает какое то смутное подозрение. Нехорошее. Оказалось — надо доверять интуиции. Бабка попалась очень уж скверная. Пытаясь изобразить гостеприимство, упрекала нас в том, что долго моемся и вообще за всё подряд. В итоге примерно в 10 вечера второго дня мы от неё свалили, забрав деньги и ругаясь не хорошими словами. К слову сказать, на следующий утро мы должны были встретить группу и уйти в горы. Вышли на остановку (две девушки тургеневского типа с жуткими торбами на плечах), на улице тьма, народу никого. Но нам повезло, встретили таксиста, который отвёз нас к своей знакомой (замечательнейшей женщине!). Там нас уже никто не упрекал, мы спокойно собрались, немножко поржали над случившимся и легли спать.

Ах да! Все два дня гуляли по Пятигорску и Кисловодску. Кисловодск понравился чуть больше, наверное наличием маленьких улиц, маленьких переулков, маленьких мосточков, собачек и вообще всем маленьким. Напились нарзану и погуляли по Аллее Роз. На Аллее, кстати, первый раз в жизни увидела Белого Павлина. Рядом прохаживался хозяин с фотоаппаратом, зазывал сфоткаться с сей диковинкой. Павлину, по всей видимости надоело всё, и жара и хозяин и зеваки. Он гордо взмахнул крыльями, взлетел над изумлёнными зрителями и опустился на травку не подалёку, чинно прошествовал к ближайшей кочке, где, собсно, и рухнул на землю. Блаженству не было предела, все ринулись фотографировать и фотографироваться с белой животинкой, пока хозяин щёлкал клювом и фотоаппаратом. Чуть ли не со слезами на глазах повторяя:»Фотография с птицами — платная!», бегал он потом за своей птичкой по лужайке. Даже жалко стало его как то…

Обнаружила, что у меня, кажется, пропали все фотографии Кисловодска и Пятигорска. То ли я их выкинула, то ли они записаны у меня на неведомом диске, который найти я пока не могу. Трудно смириться с первым вариантом, поэтому тешу себя надеждой на второй. Птичка-павлин была в их числе, поэтому сейчас могу вам показать только очень маленькие его фото.

Кисловодск

Пятигорск красив по своему. Мы обозревали его с высоты Машука — горы в центре города. Канатка — великая вещь! Минута — и ты уже на вершине. Вобщем то уже одного Машука, как мне казалось, хватает, чтобы разглядеть красоты Кавказа. Посмотрели мы и знаменитого Орла, и китайскую беседку и Грот Лермонтова и Грот Дианы и, знаменитый Остаповский Провал. Я Бендера понимаю, там есть за что брать деньги. Мне даже захотелось самой исправить досадное упущение на предмет бесплатного любования сим пиродным творением. Такая чудесная голубовато-бирюзовая жижа с запахом сероводорода и вдруг за просто так. Так и подмывало встать рядом со входом и спрашивать входящих со стальной ноткой в голосе: «У вас уплочено?!»

Вход в Провал. Памятник льву и Остапу Бендеру

Собсно сам Провал

Всё, что осталось у меня с Пятигорска и Кисловодска :(

Но вообще, Пятигорск и Кисловодск — отдельная тема для рассказов. А я вернусь к тому, с чего начала. С Эльбруса. А точнее со встречи с группой из славного города N. Причина сокрытия названия будет понятна позже.

Группу мы встретили около поезда, по бырому покидали наши баулы в машинку и поехали по направлению к пос. Верхний Баксан. И вот тут началось самое интересное. Буквально минут через пять мы вылезли около магазина, забурились в него и вылезли оттуда с коньяком и другими прелестями жизни, раз и навсегда опровергнув мои представления о том, что в сложных походах спирт с собой не берут. Ещё как берут!!! Тем более для них это была просто небольшая увеселительная прогулка (чуваки ходили в 5-ки и 6-ки). Не знаю сколько точно у нас с собой было спирта, но больше 5 литров это точно. Руковод, светлейшей души человек, наклюкался так, что к нашему приезду в посёлок лыко вязал с трудом и умудрился потерять карту в недрах своего рюка (рюкзака). На вопрос куда он её положил, отвечал с приятным прононсом: «Куда то туда». Карту нашла я в боковом кармане. Водитель уже почти ржал в голос и спрашивал нас куда же ему всё таки ехать.

Наконец мы высадились где то около посёлка, оделись-собрались и двинулись в путь. Пройдя некоторое расстояние наш руковод, заплетаясь и шатаясь, как Вася по деревне, выдал нам, что он де-устал, немножко приляжет, поспит, а потом догонит группу. Ну, слова руковода — закон, супротив не попрёшь и мы, с шутками-прибаутками двинулись на начало тропы. Поплутав немного, вышли на полянку и решили, что тут то и будем ужинать и отмечать (во всех смыслах) приезд и знакомство группы.

Догадайтесь, где тут наш руковод? ;)

Всё бы ничего, но тут произошёл очередной казус. Потерялся наш милый Николай Артёмович, он же руководитель похода. Сначала мы ни капельки не беспокоились, но по прошествию энного количества времени у каждого появился червяк сомненья — придёт ли он в лагерь сегодня вообще. Ведь всё таки его осознание вертикальности собственного тела было на редкость неустойчивым. Возможно он просто где то заснул, а возможно… Страшное думать не хотелось.  Один наш человек пошёл его искать, но через некоторое время вернулся ни с чем, точнее ни с кем. Тут волнение группы стало нарастать. Ведь ко всему прочему в рюкзаке Николаши была наша палатка, бензин и примус, а также котлы. То есть в ожидании явления Христа народу оставалось сидеть, сосать лапу, искать корешки и думать о тщете всего сущего.

Положение спас соседствующий лагерь. Он подарил нам котлы на пару часов и пошёл с нашими девчонками искать пропажу. Пропажа вскоре обнаружилась в более-менее приличном виде и даже начала раздавать команды. В общем лагерь зажил полноценной жизнью. В дальнейшем Николай вёл себя как обычный правильный руковод. То есть дожидался группу при сложных участках маршрута, объяснял где и как лучше идти, куда вступать стоит, куда не стоит. Короче говоря — Хороший ты человек, Николаша!

На следующий день погода была атлишной, да и вообще радовала практически весь поход, кроме одного дня. Ливень застал нас в лагере эмчээсников, я промокла до нитки, устанавливая палатку, а потом грелась тёплым чаем в соседнем палатке-ангаре ярко-жёлтого цвета. Ангар был огромен, светел и приятно сух. Там жили гиды-экскурсоводы, которые водили за денежку иностранцев на Эльбрус. В тот момент было 4 англичанина. Одна бабушка, один дедушка, кто-то там ещё и паралитик… Про это нам с болью в голосе рассказывал один из гидов, приятный молчел в куртке и шортах. Представляете, говорил он нам с Полиной, а нам же их вести на 5642 метра, отвечаем за них по полной программе. Мы понимающе качали головами.

Было по пути много красот. Одно только озеро Сылтран чего стоило. Когда я дошла до него, думала тут же дух испущу от истощения сил. И вдруг увидела горного козла! Усталости как не бывало. Сама поскакала за ним как козлик. Он, кстати, подпустил меня довольно близко, на расстоянии двух вытянутых рук. А потом из-за скалы выглянул второй и они оба очень удачно вписались в кадр (см.фото). А ещё благодаря им я посмотрела на озеро не снизу, а сверху. Краски просто потрясающие. Я стояла в тишине и впитывала в себя красоту столь долго, сколько могла. Неподалёку от меня группа туристов отрабатывала работу в связке на стене. Я вспомнила где то же самое отрабатывают наши ребята из Школы Горного Туризма и мне стало чуток грустно. Одно из красивейших мест Кавказа и Элеваторная гора с кучей мусора. Охохонюшки.

Озеро Сылтран

Казззлы… )))

Ну да ладно. Наш путь впереди был суров и тяжёл. По плану мы должны были обойти Эльбрус почти кругом, попутно взбираясь на небольшие перевальчики 1 категории и энка (некатегорийные). Взобравшись на перевал Чаткара я наконец увидела Его. Две вершины одной горы. Смотелось непередаваемо красиво. Под Эльбрусом простирались ледяные поля, по которым мы потом скакали в темпе престо, дабы успеть пройти до того, как эти ледяные поля превратились бы в ледяное море под лучами жаркого солнца. Ледяные поля — это вообще отдельная тема для описания. Огромное количество трещинок, трещин и трещинищ, внутри которых капает, журчит, бежит, ревёт поток воды. Некоторые трещины напоминают горки в аквапарке с той лишь разницей, что попав в одну из них, в финале вы рискуете выйти на тот свет. О чём нас честно предупредил Наш горячо любимый Николай Артёмович, уже после того как мы перепрыгнули через одну такую немаленькую трещину безо всякой страховки. Правда на нас были одеты «кошки» (ни одно животное не пострадало))), но опасность для жизни некоторые прочувствовали сполна.

Да, мы ходили в «кошках», мы переходили бурную горную реку по навесной переправе,ходили по опасным кручам и сыпухе. Ледоруб правда мне ни разу не пригодился, да и слава богу. А вот лыжные палки (спасибо подруге-спонсору) пригодились в полной мере. И «кошки» я теперь могу надеть с завязанными глазами, хоть ночью разбуди. Мой весёлый словарик пополнился такими забавными фразами как: «Шла бы ты домой, Пенелопа», «Щас выпьем чаю и как щеманёмся!» — это Николаша произносил тогда, когда группа безбожно отставала от графика. И ещё один его перл: «Тут недалеко, полтораперехода» — для попытки обнадёжить группу недолгими шараханиями до пункта привала или ночёвки. правда иногда, и даже зачастую эти полтораперехода длились по несколько часов…

Опять из воспоминаний о красотах. На подступах к очередной ночёвке, уже на приличной высоте — скалы из снега и камней, как будто вырезанные из соли и перца. Огромные, стальные и невероятно красивые. Глядя на них в груди отчётливо начинает шевелится чувство одиночества. Они здесь одиноки по настоящему — в тишине и вечной зиме. Хотя. Может быть наоборот. Они поддерживают друг друга и им тепло, плечом к плечу. Как бы то ни было, на этом отрезке расстояния чувствуешь как останавливается время. Есть только здесь и сейчас. Как жаль, что нужно идти, мне не хватает этого самого времени, чтобы насладиться увиденным. Да наверное и не хватило бы никогда. Описать увиденное в полной мере невозможно. Можно только почувствовать.

А дальше мне стало плохо. В той степени когда уже нет сил идти как бы ни хотел. Все три дня болела голова, настолько сильно, что хотелось выть. Вот уж не знаю, была ли у меня та самая горняжка или же просто переутомление. Наверное и то и другое. За весь поход я два раза кидала рюкзак, как не стыдно мне в этом признаться. Второй раз — на пути к седловине Эльбруса. Самое ужасное когда идёшь три шага и вынужден останавливаться из-за разрывающихся у тебя в голове фейерверков. Все салюты Сабантуя не сравнятся с тем, что творилось у меня тогда в моей бедной черепушке. И вот ты делаешь три шага, останавливаешься и наблюдаешь как вся группа отдаляется от тебя всё дальше и дальше и превращается в точки. И ты понимаешь насколько ты сильно отстала от них. А вокруг тишина и яркий белый снег. Светит солнце. Всё радужно и беспечно, всё призывает тебя остановится и посидеть, отдохнуть и побалдеть. А низзяяяя…

Зато до седловины Великан-Горы я всё-таки добралась. Доковыляла. Аллилуйя! Из-за ставшей портится погоды мы решили свалить на Скалы Пастуховы, туристское место, более-менее защищённое от ветра, а оттуда на следующий день вся группа, исключая нас с Полиной и ещё одной девушки, пошла допокорявывать Эльбрус (простите за исковеркованное слово). А мы пошли вниз, к спасительной канатке.

Проснувшись последним утром в палатке, надев на себя мокрые ледяные ботинки, промокшие накануне, обнаружила у себя губы Анжелины Джоли с толстой сухой коркой. Такой же коркой были покрыта кожа под носом и на подбородке. На девушку, оставшуюся сторожить лагерь смотреть было ещё страшнее, поэтому я старалась на неё не смотреть))). Вероятней всего это был результат действия давления, солнца и холода. От результата мы потом избавлялись все оставшиеся дни, меняя лечебные крема как перчатки. Две этакие писаные красавицы вылезли после гор в Абхазию на море. Подруга стращала меня перед поездкой курортными романами, но её старания пропали даром. От курортных романов я была надёжно защищена своим великолепным лицом бывалого горца. Было даже ощущение легкой небритости на лице. В общем, спите спокойно, товарищи отдыхающие. Эти две суровые девушки не про вас!

Вы наверное спросите — а зачем? Зачем вам это было нужно? Зачем ТАК проводить свой драгоценный отпуск раз в году? Ответ — не знаю. Ну, конечно я для себя решила, что спортивные походы не про меня и если бы я знала, что это двойка по сложности — наверное не пошла бы. А может и пошла… Это ведь такое дело странное. Я спрашивала наших ребят-девчат для чего они ходят в горы, для чего они терпят столько трудностей-лишений. Ничего путного они мне ответить так и не смогли. Говорят — это болезнь. Цепляет не всех. Но зацепив, часто остаётся на всю жизнь.