С широко закрытыми глазами или Нужно ли видеть музыку
Извините, что я не про путешествия сейчас. Да и я не всегда про них пишу.
Рассказываю. Пришёл ко мне друг сейчас. В гости. Чаю попить. На часик. Через три часа ушёл, потому что на работу всё-таки тоже иногда надо приходить.
Зацепились мы с ним языками знатно и на очень странную тему. Не буду выкладывать подробностей, а то вдруг как-нибудь скомпрометирую его в сети, но тема дискуссии была такова. Он говорил, что музыканты, играя в оркестре, должны выражать какие-то эмоции, а не тупо пялиться в ноты и периодически на дирижёра, если у того слишком длинная палка и он смог дотянуться и ткнуть ею оркестрантов в больное место, то есть в уши.
Я же начала вспоминать все свои светские выходы в органный и другие залы консерваторий, филармоний и поняла, что я вообще не смотрю на оркестр, мне плевать на их лица и я очень часто закрываю глаза сразу прямо после первого взмаха дирижёра. Все нормальные люди думают конечно же про меня в этот момент презрительно — сплю на концерте, что за неуважение к искусству, бля!
А я в этот момент фильмы смотрю. Ну нет, не легендарные про Чапаева или крутой боевик с Чаком Норрисом, просто перед глазами плывут картины каких-то диких песчаных пустынь или кружащегося в танце человека или волчьего взгляда. А иногда картин нет. Пусто. И для меня это вполне себе показатель — хорошую музыку я сейчас слушаю и сыграна ли она с достаточно сильной энергетикой или делают всё чисто формально. И мне совершенно не важно, трясёт ли головой скрипач в экстазе или ногу смычком чешет в перерывах между исполнением.
Важный нюанс — всё касается только оркестра или хора, то есть коллективного выступления, а не индивидуального, потому как там, понятное дело, солист — он и актёр одновременно.
Я видела разные оркестры и хоры (да, я всё же открываю глаза иногда). Но ни разу не всматривалась в лица исполнителей — ну уткнулись они там себе в партитуру и уткнулись. А друг, скажем так, по роду деятельности мог подойти к ним на близкое расстояние и вполне себе заприметить, ушёл ли музыкант в музыку, которую играет или только в ноты, чтобы текст не забыть.
Я стала с ним спорить сначала. Говорить, что совершенно не важно какое у человека лицо, если он в этот момент творит нечто невероятное. Музыка главнее выражения лица. Гораздо важнее, вызывает ли в тебе лично эта музыка (стихотворение, проза) эмоции или нет.
Но к концу разговора я стала склоняться к тому, что он скорей всего прав и я до этого просто не интересовалась музыкантами с внешней стороны. Но откуда я могла знать как они выглядят, если я на них тупо не смотрела? Может там как раз и шла та самая экспрессия, о которой говорил мне мой друг.
Я вспомнила другой вид аудиального искусства — поэзия и проза. К примеру, любимая моя Вера Полозкова далеко не всегда что-то там изображает лицом на своих концертах. Нет, читает она совсем не монотонно, однако назвать её экспрессивной я тоже не могу. Столбом она не стоит, это точно. С другой стороны, почти все её стихи ламповые, на полутонах. И вот эти полутона она вполне отражает внешне, не только лицом, но и руками и телом. Хотя она солист, опять же. Не подходит тут сравнение, нет.
Знаю, что когда я пою в хоре, наверное я тоже что-то изображаю, но не сильно. Я не раскачиваюсь в стороны, не закатываю глаза. И так не делают другие исполнители в том числе. А есть те, которые переигрывают. Явно переигрывают. Тыкают себе дирижёрской палочкой в глаз, залезают под рояль и вполне заменяют искусственную вентиляцию в зале вплоть до появления лёгкого ветерка.
После разговора я задумалась, насколько экспрессия внутренняя должна выражать экспрессию внешнюю. Можно ли оценивать музыканта как профессионала, если он почти ничего не выражает туловом и рожей. Опять же говорю не о солистах (с ними всё понятно), а о коллективном выступлении. Когда тебе, помимо своих личных переживаний о носке, скатившемся в ботинке, в то время когда нужно вот-вот нужно вовремя дунуть (в гобой), нужно думать о носке партии коллеги-кларнетиста.
Короче, чуваки. Чё хотела спросить. Вы когда слушаете оркестр (если вообще его слушаете), важны ли вам эти морды во фраках и их экстаз от растворения в прекрасном или вы, как и я, первым делом всегда интересуетесь, где буфет, туалет и антракт?
Аноним says:
Как человеку, редко бывающему в концертном зале, мне всегда интересно, кто там дудит в темноте и на чем. (Прочитайте Зисмана, и вы не оторвете глаз от оркестровой ямы). Поэтому я всегда смотрю в яму с любопытством питекантропа. Но этот интерес — не к эмоциям, а к экзотическому труду музыканта. Так же, как вы смотрите на мастерские ухватки столяра или гончара и офигеваете одновременно и от того, как он работает и от того, что у него получается. Главное, чтобы эмоции были у вас. А эмоции на лице трудяги интересны, наверное, только фотографу. При всем сказанном, я уверена только в одном — если музыка звучит хорошо, то вы заняты только музыкой. Даже если она звучит в наушниках, вы ее ни с чем делить не будете. Только слушать.
Да, буфет и туалет для меломана, особенно эмоционального, первостепенны!
Мух-ха says:
Зисман великолепен, согласна.
А пока писала этот пост — переформулировала свой вопрос. Мне теперь интересно — если музыка шикарна, то могут ли музыканты оставаться безучастными внешне? Могут ли они, не затрагивая лица, передавать музыку инструментами так, что тебя атакует стадо мурашек?
Кажется, я уже готова ночевать в оркестровой яме…
Наталья says:
Я обычно вижу лица музыкантов сосредоточенными и спокойными.
Тот же Зисман писал в блоге, что музыкант не слышит оркестр.Там внутри все по другому.Гобоист не может наслаждаться музыкой, он ждет момента, когда надо вступить после кларнетиста, а о существовании арфы, которая за скрипками, вообще не догадывается. Они работают. Лицо добросовестного трудяги скорее будет выражать внимание. Вот сантехник (к теме жизненно важных туалетов и буфетов), его лицо должно быть одухотворено и наполнено полутонами и оттенками чувств, если он мастер и делает свою работу шикарно?