Нугушское родео



Чёртов палец

Когда-то, давным-давно, меня, пешую походницу заманили на сплав. Речка называлась Нугуш, люди назывались заводчане с завода Камаз, однако прятавшихся под личинкою туристов J. Из всего сплава помню только очень много бухла, оооочень много мата,  косяк с одной не взятой в поход палаткой и нугушское водохранилище. На мой юный девичий организм таких суровых майских выходных было многовато и я, почти что, зареклась ходить на сплавы, в частности, на Нугуш. Это слово у меня ассоциировалось тогда с нехорошим.

Однако, истосковавшееся за зиму шило заставило меня отказаться от своего зарока и принять приглашение четы Крючковых-Зюгиных. Почти параллельно пришло ещё одно приглашение на другой сплав, речку Ай. И там и тут – хорошая компания, на Ае я ещё ни разу не была, поэтому, чёрт возьми!, хотелось разорваться. Однако,  душа притянула Нугуш. Думаю, она всегда притягивает правильные для меня вещи. Потому что я люблю, когда не скучно и когда есть приключения.

Какие могут быть приключения на матрасной речке с нулевой категорией сложности? Думала я, когда Ирина проводила нам инструктаж по технике безопасности. По прошлому разу помню, что из всех приключений мы один раз сели на камень. Ну и тут же слезли, потому что ну что там торчать? И всю речку прошли, крутясь вокруг своей оси, оборзевая окрестности. Ах, ну да, ещё в конце пропахали вёслами знаменитое нугушское водохранилище. До сих пор только от воспоминаний об этом отваливаются руки.


Крючковы-Зюгины проводят инструктаж по ТБ. Фото Юли


А все внимательно их слушают… Фото Юли

Оказывается, правильно подобранная команда может найти тучу развлечений на пустом месте. Мне досталась самая лучшая команда! Мы считали своим долгом пройти испытания, от которых другие наши катамараны позорно сбежали. Чтобы найти трудности – не нужно от них бежать. И даже не нужно их специально искать. Нужно всего лишь ничего не делать, причём с изрядной порцией фатализма. «Не совершай лишних телодвижений» – был девиз нашего ката. Поэтому в самый первый день, спустя несколько километров едва начавшегося сплава мы попали… в бочку.

 

Как бы вам объяснить, что это такое по ощущениям. Представьте, что вы оседлали дикого мустанга, он под вами скачет и дёргается в разные стороны. Теперь  представьте, что он делает это в гигантском бассейне и вас то и дело заливает водой. Мне ещё повезло, я сидела с удачной стороны и заливало меня гораздо меньше, чем тех, кто сидел с неудачной. Наш кат развернулся боком к сливу и был похож на того дикого мустанга в бассейне. Вода выбрасывалась из-под нас с хорошей скоростью, но при этом держала и не отпускала, кат развернуть не удавалось.
Самое дурацкое во всей этой ситуации, что ты не знаешь главного – что делать и кто виноват. Мы с Аней пытались погрести вёслами, в попытке развернуть наше надувное судно, но толку от этого было примерно столько же, как от массажа левой пятки. Причём, если поначалу было даже как-то весело, казалось клёвым острым моментом, который — ну вот сейчас пройдёт, а мы поплывем дальше! – то спустя некоторое время веселья поубавилось. Пришло осознание, что нас тут так может болтать очень долго, пока не кончатся силы, не разожмутся пальцы и все мы не полетим в воду. Напротив меня сидела Юля. Она сначала громко и задорно смеялась, была на адреналине и, точно также как и мне, наверное, ей казалось, что это просто забавное недоразумение на пару минут. Потом смеяться она перестала, стала очень серьёзной и только сжимала губы.  А мы болтались, болтались, болтались.
Я также не знала, что нужно делать в этой ситуации. К тому же я ещё удерживала одной рукой непривязанную канистру и термос, а второй пыталась грести. Сама не знаю зачем, но надо же что-то делать. Интересно, что по одну сторону катамарана вода казалась безумной, кипящей, ревущей и очень грозной. А на другой стороне река текла тихо и спокойно,  и даже было слышно пение птиц. Поэтому я ещё минуту или две сидела и беспомощно крутила башкой, дабы осознать этот контраст, не нанося вред создавшейся ситуации, но и не помогая выйти из неё.
Всех нас спас Женя, который внезапно заорал: «Воткните весла между баллонами и доской!». Когда до всех дошло как это сделать, катамаран наконец-то начало разворачивать и спустя несколько секунд нас вытолкнуло из водяного плена в мирный тихий поток. Фууух.


Вы не поверите, но бочка тут! Наверное надо было нарисовать стрелочку. Фото Юли.

А Юля потом показала свои пальцы, изрезанные верёвкой до мяса. За неё Юля держалась всё это время и перехватиться ни за что другое не могла, потому что пальцы были прижаты к катамарану всё той же злополучной верёвкой. Юльку изрядно поокунало в нугушские мокрые объятья почти по грудь. Потом она сказала, что ещё пара минут и пришлось бы вспоминать и применять инструктаж поведения на воде при экстренном выпадении за борт. 10 минут в ледяной  реке  – и прощай чудесный сплав, край, мир и этот свет в принципе.
Выскочив на берег мы некоторое время переводили дух и отходили от впечатлений. Потом мальчики остались перепаковывать груз, сползший под наклоном в сторону, а девочки пошли смотреть то место, на котором так сильно и нелепо застряли. Юля засняла его на видео и со стороны кажется невероятным, что там вообще можно застрять. Но долго ли, умеючи.
Вооот. А вы говорите – матрасная речка! Я вам скажу, мы ещё и «расчёску» на ней нашли. И «причесались» знатно. Нет. Никто за борт так и не упал. И не поцарапался. И все остались живы. Просто сам факт, что нашли и прошли. Мо-лод-цы!


С этого моста в Галиакберово начинаются многие сплавы


Это всё Юлины фото. Я честно видела туман, но спать хотелось больше, чем фоткать.

Каждый раз, попадая на Урал, не устаю удивляться какой же он уютный и родной. Наверное, мои суровые челябинские корни дают о себе знать. Нугуш, в первую очередь, красив своими широкоформатными видами. Самые известные смотровые площадки это, конечно, Чёртов Палец и площадка на водопаде Куперля . В прошлый раз я до них даже не дошла, было слишком мало времени. На Палец не поднимались в принципе. Ну да ладно. Главное здесь и сейчас. С чудесной компанией.

Помню, я несколько напряглась, когда узнала, что нас будет аж 18 человек. Я немножко социопат и интроверт, люблю маленькие сборища приятных мне людей. Все незнакомые хомосапиенсы сразу начинают напрягать априори, хотя вида я не подаю. Но, во-первых, оказалось, что Ирина и Саша Крючковы просто физически не могут взять с собой плохую компанию, так как они сами прекрасные, добрейшие люди и притягивают себе подобных. Все 17 человек (не скажу ничего про себя, ибо не мне решать) оказались такими же уютными, родными и потрясающими, как и вся окружающая меня на тот момент действительность. Света, читающая свои стихи

Ренат, умудряющийся находить камни в виде сердца или головы дракона

Александра, каким-то шестым чувством угадывающая мафию в одноимённой игре

мега-квадро-суперпозитивная, вечно хохочущая Алла

Аня, сварившая восхитительный глинтвейн

и вообще все-все-все. Скажу вам от всего сердца – я вас люблю и хочу принимать с вами дальнейшее участие во всех походах, сплавах и прочих сборищах. Вы покорили мою интровертную душу, сдаюсь и поднимаю лапки.


Саша энд Гузель. Фото Юли


Если я чешу в затылке — не бе да! Фото Юли

Ух, сколько написала. Там где-то было слово «во-первых». Так вот, а во-вторых, под конец похода я увидела команду Александра Павловича Шапошникова (в народе Палыч) из 44 человек. Причём изначально заявлялось около 60, но наверное столько катов и автобусов не нашлось, был жестокий отбор. Они заполонили всю Вселен площадку конечной точки маршрута и как-то само собой появилось ощущение Майдана в разгар Сабантуя.
Когда лежишь на катамаране, то видишь перед собой синее небо с облачками, периферийным взглядом улавливаешь скалы, лес и воду. Ты превращаешься в тюленя, но не в простого, а с эстетическим взглядом. Это когда тебе где-то слева кричит Юля: «Посмотри назад, там так красиво!» или «Какие необычные потрясающие мхи на тех камнях!». А ты лениво поворачиваешь голову, смотришь на мхи и вдруг понимаешь, а ведь действительно красиво.

С некоторых пор я стала довольно прохладно относиться в фотографии и очень редкие кадры заставят меня вытащить фотоаппарат из сумки. Возможно, я стала ленива. Возможно, на меня повлиял целый клан друзей-фотографов, у которых в новостях бесчисленное множество фотографий. Классных и не очень. Я стала больше склоняться к созерцательности и запоминанию действительности в целом. Ведь ни одна фотография не передаст шум воды, запах прелой листвы или вкус берёзового сока. Мне стало вдруг резко не хватать одного плоского изображения, теперь я стараюсь включать все свои органы чувств хотя бы попеременно и ощутить мир в 5D формате.
В этот раз было только два момента, когда мне нестерпимо захотелось сделать несколько снимков. Настолько великолепной, интересной и композиционной была картинка. И оба этих момента, к великому моему сожалению, я наблюдала из мчащегося автобуса, остановить который никак не могла.
Поэтому, хочу сразу оговориться – в этом посте спонсор больше половины фоток – Юля. Я сначала вообще не хотела брать фот в поход. Боязнь утопления камеры почище всякой шизофрении иной раз. Но в самый распоследний момент решилась взять, только без кофра. Закутать в шапочку, в пакет и положить в середину рюкзака. Юля именно так и сделала в прошлый раз, как она мне сказала. Откуда ж мне было знать, что в прошлый раз она брала с собой мыльницу?! Я потом долго переживала за него, просила мою сумку с ним положить на кате так, чтоб никто на неё не сел ненароком. Поднимала кипеж как могла. Примерно до середины похода. Потом забила. Кирпич он и есть кирпич. Не раздавится.
Могла бы и не брать. Было очень лень чего-то куда-то наводить, на что-то жать, потом результат проверять. Ужас как я обленилась в последнее время. Даже для ЖЖ теперь тырю чужие фотки. Скоро и тексты писать разленюсь. Пенсия пришла во всей красе.

Юля

Помню, когда я с Юлькой сидела ночью на причаленном катамаране, сверху светила луна, впереди шумел Нугуш и впадающий в него водопад. Пахло свежестью, землёй, водой и чем-то ещё, непреодолимо вкусным, пряным и опьяняющим. Было так замечательно, хорошо и привольно. Надеюсь, в этом была виновата уральская природа, а не выпитый коньяк. Ну, хотя бы не только он.

Кстати, о коньяке. Каюсь, принимала. Порой не только в качестве согревающей лечебной дозы. Хотя может быть лечилась про запас, кто меня знает. Ирина Крючкова предупредила, что на воде пить нельзя. А тут стою я как-то на берегу с флягой коньяка перед самым отплытием, а Женя мне кричит: «Пей быстрей, пока на суше, а то на воде пить-то уже нельзя!»

Женя и Денис – два друга, которых в этой компании называют Два весёлых гУся. С ними и правда не соскучишься, я хохотала всю дорогу, и на кате и в дороге и на стоянках. Кто-то из нашей компании рассказал старую шутку – Насчёт поржать я, как проститутка — найду всегда, везде и с кем. Вот я и находила. Аж живот болел потом.


Женя. Фото Юли

На этом сплаве у меня был дебют. Я (наконец-то!!!) помылась в походной бане. Позор мне, что не делала этого раньше. У Крючковых баня знатная, правильная, не полиэтиленом деланная. Одна недоработка – полок в ней нет. Поэтому пока твоя головушка изнемогает от жары, ноги пребывают в приятной прохладе. Из ситуации выходили, раскручивая веник как вентилятор и смешивая верхние слои воздуха с нижними.  А после бани, конечно же, в Нугуш, как иначе. Мне стало настолько хорошо после всех водных процедур, что я на некоторое время отрубилась в палатке и вылезла только часа через полтора.

Между прочим, все опасные маньяки выглядят довольно мило и всегда улыбаются. Фото Юли


Саша Крючков. Часто подкрадывался ко мне незаметно и пугал. С виду, опять же, добрый, милый… Фото Юли

Баню делали напротив куперлинского водопада. Сразу после прибытия на берег к Ирине подошёл какой-то пожилой нетрезвый мужик по имени Федя (или Петя) и попросил её познакомить вооон с той рыженькой, ткнув пальцем на меня. Сделав вид, что я глухая, без зубов и припадочная, отвернулась и пыталась разобрать свои вещи, но потом, всё же, подошла. За что сразу же была вознаграждена значком Урал. Ну просто Урал и всё. В знак благодарности, наверное, мне нужно было отдать ему взамен, например, водку. А может и не надо, чёрт поймёшь их, этих башкир.
Вот и подхожу к национальному вопросу, кстати. В самый первый день, после нашей злополучной бочки, мы встретили большой уфимский катамаран с пьяными уфимцами и портретом Путина на борту. Они возжелали с нами познакомиться, для чего сопритюкнули сплавсредства друг с другом. На их кате был баян, радиоприёмник и нетрезвая женщина, которая рассказала анекдот про три Олега. Причём смеялась над ним, по-моему, только она одна. Затем они выпили за нас и за первомай нашу же можжевеловую водку, поорали военные песни с гимном России и, слава богу, отцепились. Как раз вовремя, а то я подумывала как бы лучше и незаметно проткнуть им баллоны.

Те самые, уфимские, ага. Фото Юли

На следующий день мы пошли на Палец и наши ребята увидели сверху, как внизу по воде идёт байдарка и тащит за собой пустой катамаран. Кто-то даже вроде пошутил, что-де типа спёрли кат средь бела дня. В каждой шутке есть доля шутки. Кат спёрли средь бела дня. У друзей тех самых башкиров-уфимцев. Насколько уж они были друзья, история умалчивает. Скорей всего познакомились тем же способом, что и с нами – великое ли дело нажраться за чужой счёт. Но не в этом суть.

Объясняю на пальцах – была у нас днёвка напротив водопада Куперля, там где мы баню делали. Естественно, вся толпа, не считая Дениса, который остался сторожить лагерь, пошли к водопаду. Для этого нужно было переплыть на другой берег, оставить кат и подняться наверх. Ничего не предвещало неприятностей. Погода была прекрасная, принцесса была… ну да ладно. В водопад я купаться не полезла, потому что немножко болела, зато пофоткала всяких Сашек, Сашек (у нас было 4 Сашки))) и Аллу под ледяными струями Куперли, потом залезла на смотровую площадку под крики – «А сфоткай меня вот тут! И чтоб горы видно было! И речку!» Ренат нашёл чудные камушки в виде сердца, а потом и головы дракона и фотосессия сразу перетекла в пещерный стиль.


Фото Юли

А когда все насытились прогулкой, нафотографировали виды и накупались в шумных водах Куперли, то стали спускаться вниз, обратно к катамарану, который удивительным образом не лопнул, перевозя вместо 6 седоков все 17. Ужас, только что дошло, что ведь и правда 17. Кат кряхтел и уходил под воду почти по уши, но довёз нас до водопада. Пришла пора возвращаться. Я спустилась одной из первых и сначала до меня не очень дошло, почему на нашем кате сидит какой-то посторонний человек. Правда он потом слез, но тут выяснилась следующая странная вещь – наших вёсел не было. Точнее они, конечно, были, но не на нашем кате, а какого-то фига на уфимском.

И тут начинает выясняться следующее – эти наклюканные, вЕслоухие, мать вашу, уфимские борцы за справедливость увидели наш пустой кат, вдруг решили, что это тот самый, украденный аж два дня назад у их друзей. Причалили, взобрались на него, посидели, поиграли на нём на баяне, отвязали вёсла, перетащили на свой кат, опять посидели. Это нам рассказал Денис, который сидел на противоположном берегу и смотрел весь спектакль от начала до конца.

И знаете, что сказали нам эти обдолбыши? «Этот катамаран очень похож на тот, который украли у наших друзей. Хорошо, что вы вовремя вернулись, а то мы уже хотели уплыть вместе с вашим катамараном. Кстати, а он точно ваш?»
Почему-то когда я вижу человеческую глупость, мне сразу хочется её стукнуть. Ну, чтобы она вышла, чтобы человек очнулся и ужаснулся от того, что он несёт. Палки под рукой не оказалось, а веслоубийством заниматься – только весло портить. Плюнули мы на них и уплыли. Но осадочек-то остался. А также,  несмываемое пятно на всю Уфу)))
Ещё в этот же день потерялся мальчик, 12 лет, зовут Саша. Поведали нам люди со стороны водопада. Мы к тому времени были на своей стоянке, топили баню. Потом он, слава богу, нашёлся, а мы с Юлей и Аней долго обсуждали, как можно потерять своего ребёнка, не следили что ли совсем за ним? Я сказала, что если бы это были уфимцы с баяном, вместо головы, они смогли бы потерять 10 таких мальчиков. И ничтоже сумняшеся, свистнули бы подобных из соседнего лагеря, потому что «эти мальчики очень похожи на тех, которые…».


Башка Ленина. Та самая.

Вот вспомнила вдруг, что ещё мне понравилось в этом походе. Обычно, когда меня просят сыграть что-нибудь на гитаре, то слушают песни две, от силы – три, а потом спрашивают знаю ли я Мурку (Пачку сигарет, Ночной ларёк и прочую классику). Или сразу орут – весёлую дауай! Я лично не считаю, что песни, которые я пою – грустные. Они мелодичные, блюзовые, есть задумчивые, немножко философские, иногда множко философские, но не грусть-тоска-печаль. И вот когда ты даришь людям свои любимые песни, а им весёлую дауай!, то петь перестаёт хотеться совсем и чувствуешь, что уже пора посматривать аккорды КиШа или Сектора Газа.


Фото Юли

Зная эту человеческую потребность попеть весёлые оральные песни перед костром, я села со своей гитарой чуток подальше от всех и с удовольствием наблюдала, как ко мне начал стекаться именно тот народ, которому нравилось то, что я исполняю. Надо сказать, что весёлых песен у меня тоже полно, просто они не всем известные. Сыграв несколько песен, я робко предложила людям –  «могу спеть песни, которые знаете вы». На что Денис ответил – лучше пой песни, которые знаешь ты. И так вот тепло-тепло стало от таких слов, правда. Пользуясь случаем, передаю ему пламенный «бигзурфенкьювериматч». Это вот он, добрый и клёвый дядька.

А ещё, а ещё, а ещё… А ещё я очень соскучилась по пилону за эти дни, поэтому находила его в веслах, стволах деревьев. А однажды ночью, будучи (каюсь каюсь) под коньяком, нашла рядом с костром сухое (!) дерево и попыталась поделать на нём всякие разные трюки. После того как я потеряла последние капли инстинкта аськосохранения и стала на это дерево залезать, мальчик Дима не выдержал, подошёл и сломал его. Все, кроме меня, были уверены, что оно бы рухнуло вместе со мной через несколько секунд. А я была уверена, что на нём ещё и флажок можно сделать или даже какую-нибудь Джанейру… о_О


Фото Юли


Фото Юли

Ну вот я и выговорилась наконец.  Нугуш – отличная река! Подойдёт и для подготовки к категорийным сплавам, для созерцания, для купания. А самое главное – для распития коньяка, мартини, текилы и можжевеловой водки в приятной, чудесатой компании замечательных людей.
Конец.
P.S. Забыла сказать. Нугушское водохранилище в этот раз для нас осталось непокорённым. После нескольких бесплодных попыток поймать попутный ветер в наш самодельный парус из плаща и вёсел, мы поймали такси в виде дяди на моторке, заплатили ему бабло и домчались с ветерком до наших, которые честно гребли и догребли быстрее, чем мы домчались. Им большой респект, а нам… Ну девиз вы наш помните, надеюсь. Про лишние телодвижения.

Гуси полезли купаться. У них традиция. Фото Юли


Ну чем не Сабантуй? Только дыма от шашлыков не хватает


Наши кораблики должны просохнуть. Фото Юли

Все остальные фото тут

 





Архивы